Анархистское движение в Солигорске начиналось всего с двух человек — это было в апреле 2006 года. На Солигорской земле группа молодых людей неформального вида, коротающая время на окраине промышленного города, решила придать своему юношескому бунту против существующей действительности идейное обоснование. Музыкальные пристрастия товарищей и увлечения панк-роком направили нас к анархизму. В нашем кругу стали появляться самиздатовские журналы (панкзины) с краткими принципами идей свободного общества, практическими рекомендациями для борьбы с диктатом власти и капитала. И вот наш контркультурный состав в три человека (наши ряды в какой-то момент пополнились ещё одним товарищем) сходу занялся граффити-налётами на стены про-властных структур.
С ростом нашей сознательности и постепенного обретения опыта в уличных акциях мы становились более уверенны в своих действиях. Общение и поездки на встречи с минскими анархистами убеждали нас в том что для ведения успешной борьбы с государством нам необходим сплочённый коллектив и собственная активистская инфраструктура и конечно же социальная практика. Мы причисляли себя к движению «Автономное Действие — Беларусь», после «Революционное Действие», приезжали в Минск для участия в различных демонстрациях под чёрным флагом. Несколько посещений «Чарнобыльскага шляха», самых первых нелегальных первомайских демонстраций а также «Социального марша 2007» в котором наши ребята ещё до начала демонстрации схлестнулись с нацистами из «Белой воли» — это была минутная потасовка на автобусной остановке возле Академии наук которая закончилась бегством будущего предателя в наших рядах Евгения Силивончика (нужно было ещё тогда призадуматься над поступком этого парня дабы не усугублять дальнейшее будущее нашего движа). Остальные из наших встали в метрах десяти от правых лицом к ним и спиной к блоку анархистов который начинал формироваться в метрах двухсот от нас, приглашая правых туда где их бы заранее ждал силовой отпор. Однако они предпочли напасть со спины в ходе шествия.
После всех этих событий мы стали применять тактику «боевого антифашизма». Первостепенной задачей было перекрыть кислород правым в нашем городе. Без переломов, сотрясений и синяков в драках с правыми не обошлось. У нас действовала боевая группа из пяти человек. Удачные налёты на правых смутили их и им стало казаться что нас на два десятка больше. В период с 2006 по 2008 драки с правыми были очень распространены. Спустя некоторое время нацики выродились в недееспособную маргинальную тусовку болельщиков местного футбольного клуба. Заниматься их перевоспитанием для нас было пустой тратой времени, так как иные вопросы жизнедеятельности города требовали от нас скорейшего вмешательства.
Локальные проекты и инициативы
После двухгодичного периода агитпропа и тусовок мы собрали довольно приличный состав в основном из субкультурной молодёжи и принялись за социальные и внутренние проекты. Мы постепенно смещались от простой «тусовки друзей» в сторону организованного коллектива. Это было время с весьма перспективной тактикой и стратегией деятельности.
В город стало поступать достаточное количество анархистской периодики из других регионов страны, знакомя активистов с деятельностью уже окрепших и состоявшихся групп, заработали внутренняя анархо-библиотека, видеотека и многое другое. Со временем анархистское движение в Солигорске представляло уже несколько взаимодействующих между собой аффинити-групп. Эти группы действовали в различных направлениях как социального, так и культурного активизма. В разное время и в определённый период в Солигорске проводились множество акций, начинали свою работу различные инициативы. Анархисты старались действовать по самым важным направлениям. Проводятся разнообразные культурные мероприятия, налаживается работа низовой инициативы, выпуск малоформатных печатных изданий а также ежегодного анархистского самиздата и мн.др.
Стоит отметь некоторые начинания и инициативы со стороны анархистского движения в Солигорске. Одно из них стало открытие «Свободной ярмарки» — низовой инициативы действовавшей в одном из жилых кварталов города. Количество постоянных участников и посещавших ярмарку колебалось от 10 до 30 человек. Помимо обмена вещами, на ярмарке было открыто уличное кафе, раздавались агитационные материалы: брошюры, рассказывающие о сущности свободного обмена и критикующие капиталистическую систему, призывающие к взаимодействию людей между собой. «Свободная ярмарка» стала отправной точкой для местных анархистов в плане социального активизма. В культурном плане анархисты заложили основу для независимой музыкальной сцены в городе. Проведённый опен-эйр фестиваль Rebel Rave на Солигорщине стал практическим примером того что можно и нужно организовывать мероприятия минуя государственную цензуру и всяческие запреты. В последующие годы после фестиваля в Солигорске проходят ещё ряд мероприятий подобного формата организованных антиавторитарной молодёжью.
Работавшие на постоянной основе инициативы стали привлекательными для горожан совершенно разного социального происхождения (рабочие, студенты, пожилые люди и др.). Данные инициативы знакомили солигорчан с либертарной мыслью и анархистскими идеями.
Репрессии
2010-й год для анархистов по всей Беларуси становится годом репрессий, уголовных дел, преследования активных товарищей, оттоком людей и последовавшим за этим теоретическим расколом между разными аффинити-группами.
Читайте также: ТРЕТЬЕ СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ ИСПЫТАНИЙ.
Из-за пристального внимания спецслужб солигорские анархисты были вынуждены отстранится от действующих и достаточно закрепившихся инициатив и проектов в городе. Многие начатые дела и ряд локальных проектов, социальных практик так и не получили своего продолжения. Большая часть сочувствующей анархистам молодёжи после всех этих эпических событий связанных с репрессиями разочаровалась в анархистах и тех методах борьбы которые сопровождали движение на протяжении всего этого времени. Вся нонконформистски настроенная молодёжь автоматически сформировала собственную тусовку. Стремления к революционной замене государственной системы справедливым обществом свободных и равных в этой среде не наблюдалось. Многие участники социальных инициатив из ряда субкультурщиков в своей деятельности стали делать уклон на реформистские и пролиберальные тенденции.
Эпилог
Деятельность анархистов в Солигорске была прервана осенью 2010 года, когда беларуские спецслужбы получили строжайшее предписание президента страны о выявлении и взятия под свой контроль всех активных групп населения борющихся за свои права и действующих против власти. Всё это создало местным анархистам определённые трудности и осложнения. Попав под бдительный контроль КГБ, кому-то из анархистов пришлось уйти в подполье и уехать из страны.
На тот момент в стране вновь обострялась социально-экономическая ситуация, а местные солигорские чиновники в очередной раз посягали на городское пространство и горожан (ещё зимой 2010 началась безжалостная вырубка единственной лесопарковой зоны в городе; продолжились принудительные вычеты из заработной платы горожан на строительство коммерческих проектов и мн.др). Анархисты оказались не удел всех этих событий.
Анархистское движение в Солигорске на тот момент было очень молодым, как в качественном уровне, так и согласно возраста его участников. Тем не менее они приложили немало усилий и попыток что-то противопоставить социальной деградации, эксплуатации и бедности на наших улицах, в наших домах, учебных заведениях и производственной сфере, желая идти дальше в сторону подлинной борьбы с централизованной властью. Будем надеяться что все эти стремления будут иметь своё продолжение и более усовершенствованный характер.